8 (4712) 39-68-14 8-920-711-82-25 medcenterlfk@mail.ru

Медицинский Центр

Лечебный массаж и физиотерапия

Нарушения речи.

Расстройства речевой деятельности препятствуют полноценному общению, социальному взаимодействию и обучению, наличие нарушений речи негативно влияет на психическое развитие ребенка.

Необходимо учитывать, что недостатками речи носят стойкий характер и не могут быть преодолены самостоятельно.

Одной из основных классификаций нарушения речи является клинико – педагогическая классификация. Согласно названной классификации, существуют нарушения письменной речи - (дислексия и дисграфия) и нарушения устной речи. Последние, в свою очередь, подразделяются на расстройства внешнего (0фонационного) оформления речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, брадилалия, тахилалаия, заикание, нарушения голоса) и расстройство внутреннего (структурно - семантического) оформления речи (алалия и афазия).

Причины, вызывающие нарушения речи, подразделяются на биологические и социальные.

Биологические причины нарушения речи у детей.

В антенатальном (дородовом) периоде: гипоксия плода, внутриутробное инфицирование,угроза самопроизвольного прерывания беременности, токсикозы, падение беременной с травматизацией плода, хронические соматические заболевания будущей мама (артериальная гипотония или гипертензия, сердечная или легочная недостаточность).

Осложнения родов и перинатальная патология: асфиксия новорожденных, недоношенность, внутричерепная родовая травма, преждевременные, скоротечные, затяжные роды, применение инструментальных акушерских пособий.

Этиологические и патогенетические факторы, действующие в первые годы жизни ребенка: энцефалиты, менингиты, черепно – мозговые травмы, соматические заболевания, приводящие к истощению ЦНС, частные и продолжительные заболевания в первые годы жизни (ОРВИ, пневмонии, и.т.д), операции под общим наркозом, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность).

Биологические причины нарушения речи у лиц старшего возраста, как правило, связаны с сосудистыми поражениями головного мозга (инсульт, разрыв аневризмы), тяжелыми травмами головы, опухолями мозга, нейрохирургическими вмешательствами.

Социально – психологические причины: отсутствие должного внимания к формированию речи со стороны взрослых, неправильная речь окружающих, необходимость усвоения ребенком дошкольного возраста двух языковых систем (билингвизм), излишней, не соответствующая возрастным возможностям ребенка стимуляция речевого аппарата, стрессы. Критические периоды для формирования речи: 1 год, 3 года, 6-7 лет.

Основными видами нарушения речи являются нижеследующие.

Алалия

Грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые три года жизни ребенка. Отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов, т.е. системный характер, нарушаются все компоненты речи. Ребенок нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании.Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует общее речевое заключение – общее недоразвитие речи.

Афазия

Расстройство ранее сформировавшейся речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/ или понимать обращенную речь. Имеет место системное нарушение речи, при котором страдает экспрессивная (моторная) речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная (рецептивная) речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо).

Брадилалия

Нарушение темпа речепроизводства, характеризуется замедленной реализацией артикулярного акта. Замедляется темп внутренней и внешней речи, чтения, письма. Голос немодулированный и монотонный, артикуляция – не четкая. При отсутствии лечения, брадилалия может перейти в заикание.

Дизартрия

Расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Является тяжелым нарушением речи.Сопровождается нарушениями речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса, просодической стороны речи (сила голоса, темп, ритм, интонация, эмоциональная окраска).

Дислалия

Различные дефекты произношения у лиц с нормальным слухом и сохраненной иннервацией артикулярного аппарат, т.е. дефекты не связаны с органическим поражением ЦНС и органов слуха. Проявляется отсутствием, заменами, смешениями и искажениями в устной речи. Является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 30% (по другим данным - 50%) дошкольников и 20% школьников.

Дислексия

Расстройство навыков чтения, вызванное недостаточностью формирования (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении.

Тахилалия (тахифразия)

Нарушение темпа речепроизводства, которое характеризуется патологически быстрым речевым потоком. Значительно ускорен темп речи и общей моторики, отмечаются повторения, запинки, «проглатывания», искажения слогов, слов, нарушения письма и чтения. В отличии от заикания, судороги отсутствуют.

Заикание

Расстройство темпо – ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом и дыхательном отделе речевого аппарата. Представляет собой непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры. Заиканием страдают около 2% детей. Сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других случаях – с органическим поражением ЦНС. Существует в 2-х формах: невротической (логоневроз), являющейся функциональным расстройством, не связанным с органическим поражение ЦНС неврозоподобную, связанную с органическим поражением ЦНС.

Задержка речевого развития

Более позднее, по сравнению с возрастной нормой, овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием фразовой речи к 2-м годам и связной речи к 3-м годам. Встречается у 3-10% детей. ЗРР негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается как задержка психо-речевого развития (ЗПР). Является медико – педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, неврологии, логопедии и детской психологии.

Задержка психоречевого развития

Отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально – волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Число таких лиц достигает в детской популяции 15%. ЗПР в большей степени является психолого – педагогической категорией, однако, в её основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается педиатрией и неврологией.

Все выше перечисленные нарушения речи требует комплексной диагностики и лечения.

Лечение нарушений речи включает: осмотр невролога, логопедическую коррекцию, логопедический массаж, фармакотерапию, физиотерапевтические процедуры, в частности, транскраниальнуюмикрополяризацию, рефлексотерапию. Только комплексный подход к лечению позволит добиться положительных результатов.

Войти
Вход×